Что делать, если питбайк не заводится: причины и решения — Питбайки BSE

Что делать, если питбайк не заводится: причины и решения

Что делать, если питбайк не заводится: причины и решения

Согнутую раму, протекший амортизатор или оборванную цепь видно сразу. А почему хранит молчание двигатель, когда поворачиваешь ключ зажигания — вопрос более сложный. Рассмотрим основные причины, из-за которых питбайк может не заводиться.

Неполадки топливной системы

Что делать, если питбайк не заводится: причины и решения

Первым делом нужно проверить, сколько в бензобаке топлива и долить, если его нет

Нет бензина в баке. Поскольку у питбайков обычно нет датчика топлива, проверять уровень в бензобаке приходится самостоятельно. Если забыть про дозаправку или не рассчитать литры, байк может заглохнуть в дороге или не завестись в следующий раз.

Засорена топливная система, топливный фильтр или карбюратор. Если бензин доливали в полевых условиях, в топливную систему мог попасть мусор: пыль, вода, хвоя, грязь или песок с перчаток. Также засор мог появиться после долгого простоя: бензин мог распасться, а вода — выпасть в осадок. Тогда в первый выезд байк не заведется. 

Решение — достать топливный фильтр и проверить, чистый ли он. Грязный фильтр нужно очистить и попробовать завестись снова. Если все равно не получается, фильтр нужно снова достать — если грязь снова появилась, значит, она  есть и внутри топливной системы. Тогда нужно полностью слить бензин и промыть ее. Хорошие промывочные средства (Motul, Liqui Moly) стоят около 1200 ₽. 

Засорен воздушный фильтр. Его нужно менять в среднем каждые 10–15 моточасов, а после пыльных дорог — еще чаще. Грязный воздушный фильтр вряд ли станет причиной, из-за которой байк не заведется, но такая вероятность тоже есть. Поэтому его нужно проверить, и если он сильно загрязнен — почистить или заменить. 

Неправильно настроен карбюратор. Тогда бензин и воздух смешиваются в неверном соотношении, и смесь плохо горит или не воспламеняется от искры. Понять это можно по свече зажигания, если ее выкрутить. Свеча кирпичного цвета значит, соотношение бензина с воздухом правильное. Белый цвет и захлебывание двигателя при запуске означают, что смесь бедная, и нужно увеличить подачу топлива. Копоть или черный цвет указывают, что смесь переобогащенная — топлива много, а воздуха мало. Когда причина определена, нужно закрыть подсос на карбюраторе, поднять или опустить иглу на одно деление и попробовать завестись снова.

Поломки электросистемы

Что делать, если питбайк не заводится: причины и решения

Напряжение аккумулятора проверяют вольтметром

Низкое напряжение аккумулятора. Чаще всего мотор не заводится именно из-за того, что аккумулятор вышел из строя или разрядился. Нормальное значение для большинства питбайков — 12В. Если напряжение ниже нормы, АКБ нужно зарядить. Если зарядка не идет или после полной зарядки проблема возникнет снова — скорее всего, аккумулятор нужно менять. 

Повреждены провода или соединения. Их нужно осмотреть — нет ли перегибов, опаленной изоляции, окисления, разорванных соединений. Если проводка повреждена, этот участок нужно заменить. 

Сгорел предохранитель. Предохранители есть не на всех питбайках. Обычно они сгорают на ходу — то есть, во время езды у питбайка пропадет газ, он останавливается и больше не заводится. Нужно найти место, где произошло короткое замыкание, устранить его причину и поменять сгоревший предохранитель. 

Окислены контакты на коммутаторе или бобине. Коммутатор накапливает электрический заряд и подает его на бобину (катушку зажигания). Там заряд усиливается и передается на свечу зажигания. И бобина, и коммутатор на питбайках обычно слабо защищены. Их контакты могут окислиться, если проехать по броду, луже или глубокой жидкой грязи. Поэтому если питбайк не заводится после «мокрого» заезда — нужно осмотреть контакты бобины и коммутатора. Если есть окисление, его нужно зачистить любым спецсредством для чистки контактов.  

Поврежден регулятор напряжения (реле). Реле поддерживает стабильное напряжение бортовой сети. Вышедшее из строя реле может повредить аккумулятор и помешать работе стартера. Проверить регулятор проще на СТО — для самостоятельной проверки нужны 3 заряженных аккумулятора, 6 проводов и лампочка с патроном. Если реле вышло из строя, его нужно заменить. Новая деталь стоит от 300 ₽. 

Повреждена ведомая звезда. Ведомая звезда и муфта соединяют стартер с двигателем. Если на звезде стерлись или сломались зубья, стартер не сможет прокрутить двигатель. Изношенную звезду нужно заменить. Также ее меняют при смене цепи: натягивать новую цепь на старые звезды нельзя. 

Не работает электростартер. Возможные симптомы — при попытке использовать электростартер он щелкает, шумит или трясется. Если эти признаки есть или если предыдущие пункты отпадают — скорее всего, сломался электростартер: износились подшипники, щетки или шестерни, не хватает смазки. Стартер придется разбирать и искать неполадку внутри. Эту задачу лучше доверить мастеру на СТО.

Проблемы с двигателем и зажиганием

Что делать, если питбайк не заводится: причины и решения

Чтобы выкрутить свечу зажигания, нужен свечной ключ или свечная головка на 16

Изношена свеча. По регламенту, менять свечи нужно через каждые 15 000 км. Если байк старый, в топливной системе есть грязь, используется некачественное топливо, карбюратор плохо настроен или райдер любит резко менять скорость — срок замены уменьшается. Для проверки нужно выкрутить свечу и проверить электрод. Если он изношен или обуглен, свечу нужно менять. 

Упала компрессия. Это происходит прямо на ходу: байк сначала теряет мощность, а потом глохнет и не заводится. При попытке завестись с кикстартера кик может проваливаться. В таком случае нужно проверить компрессию в каждом цилиндре. Понадобятся компрессометр и ключ для свечей. Если прибор покажет нормальную компрессию (смотреть в инструкции, обычно 120–150 psi) — проблема не в ней. Если компрессия низкая, причины падения могут быть в блоке цилиндров, клапанах, поршне или поршневых кольцах. Нужно перебрать поршневую группу и головку цилиндра и искать неисправность в них.

Кратко

Питбайк может не заводиться из-за неполадок в топливной системе, электросистеме, двигателе или зажигании. Самые частые причины — засор топливной системы, поврежденная проводка, неправильная настройка карбюратора. К проблемам приводит агрессивная манера езды, попавшая внутрь грязь или вода, повреждения от ударов или ошибки при обслуживании.