Когда прогноз погоды радует потеплением, сердца владельцев питбайков замирают в ожидании: приближается время, когда снова можно вернуться на дороги. Но прежде всего нужно расконсервировать мотоцикл, который простаивал несколько месяцев.
Расскажем, как правильно подготовить питбайк к очередному сезону.
Осматривать питбайк нужно на хорошо освещенном месте и со всех сторон. Обращаем внимание на любые дефекты: сколы и трещины, рассыхание резины, коррозию и ржавчину на металле, подтеки (как на деталях, так и под мотоциклом).
Подготовка зависит от того, был ли бензобак заполнен топливом. Если заливался полный бак марки АИ-98 (как это обычно и делают перед правильной консервацией) — отлично: значит, внутри бензобака нет конденсата или ржавчины, и топливная система с фильтром ничем не забьется. В этом случае можно попробовать завести байк на «прошлогоднем» топливе. Но лучше слить бензин полностью, а перед запуском залить свежий.
Рассмотрим другие варианты:
Если байк «зимовал» с полным баком АИ-98, фильтр нужно на всякий случай осмотреть. Но скорее всего, чистка или замена не понадобится.
Если бак оставался полупустым или пустым, на фильтре может появиться грязь с внутренних стенок — нужно её счистить. Этот пункт можно пропустить, если к фильтру сложно подобраться. Тогда в первые выезды обращаем внимание, равномерно ли работает двигатель — он должен набирать скорость и обороты плавно, с адекватным откликом на нажатие на газ и тормоз. Расход топлива тоже контролируем — он должен быть в пределах нормы, без завышения. Если есть отклонения, первым делом нужно проверить именно топливный фильтр: он может быть забит отложениями со стенок бензобака.
Достаем их и осматриваем. Если фильтр одноразовый и загрязнился, его нужно заменить. Если не одноразовый — почистить или промыть.
До запуска мотора его нужно осмотреть: нет ли на корпусе или под ним потеков масла? Если есть — ищем место утечки и проверяем уровень в маслобаке: есть ли масло, не выбежало ли полностью?
Проверяем и состояние свечей, особенно если они давно не менялись. Правда, в большинстве питбайков до них добираться неудобно. Поэтому проверку свечей можно отложить на тот случай, когда двигатель не захочет запускаться или плохо работает.
Есть небольшая вероятность того, что резьбовые соединения ослабились. Это могло произойти из-за вибрации во время предыдущего сезона или из-за перепадов температур, если питбайк хранился на улице или в неотапливаемом помещении. Поэтому на всякий случай каждый болт нужно проверить и по необходимости подтянуть.
Что проверять:
Проверяем уровень моторного масла, охлаждающей и тормозной жидкости. По необходимости доливаем их. Тормозную жидкость лучше заправлять не самостоятельно, а на СТО, чтобы не запустить воздух в систему. Если перед консервацией байка уровни жидкостей измерялись, а после зимы они уменьшились — значит, где-то есть утечка, ее нужно найти и устранить.
Если владелец катается на питбайке активно и часто, технические жидкости лучше менять каждый сезон — как раз после консервации, и делать это на СТО.
Зубья должны были целыми и прямыми, цепь — натянутой, и без проблем двигаться по всей длине. Стираем старую смазку и наносим новую. Если цепь или зубья изношены, их нужно заменить. Если натяжение цепи ухудшилось — подтянуть ее.
Важно оценить их толщину, чтобы в разгар сезона не пришлось менять колодки. Смотрим, достаточно ли осталось слоя на переднем и заднем колесах, и по необходимости заменяем (или запоминаем, что через какое-то время надо проверить толщину снова).
При активной езде подвеска питбайка испытывает большие нагрузки, поэтому ее тоже стоит проверить. Для этого ставим мотоцикл на ровную поверхность, поочередно нажимаем сверху на заднюю часть сиденья, а затем на руль — чтобы посмотреть, как отрабатывают амортизаторы. Не должно быть люфта и скрипа.
Обратить внимание на амортизаторы нужно и в первый заезд. Если подвеска стала ощутимо мягче или жестче по сравнению с предыдущим сезоном — ее нужно отрегулировать и почистить.
После осмотра наступает долгожданный час первого весеннего выезда. Но сразу врываться на бездорожье не стоит.
Первым делом заводим питбайк и обращаем внимание на то, как запускается двигатель. Если он не завелся — проверяем заряд аккумулятора, по необходимости заряжаем. Если завелся — прислушиваемся: нет ли в звуке работающего двигателя посторонних шумов, не стал ли он громче или тише обычного.
Если мотор работает нормально, садимся за руль и делаем пробный круг поблизости, на небольшой скорости. Пробуем, как байк набирает скорость и как держит ее, как отрабатывают тормоза и подвеска, как слушается руль.
Если мотоцикл ведет себя нормально — зиму он перенес без проблем. Но в первый реальный выезд еще стоит ездить аккуратно.
Если байк правильно консервировался на зиму — подготовка к сезону будет заключаться разве что в осмотре, докачке колес и заливке свежего бензина в бак. Также перед первым выездом нужно проверить состояние всех узлов и расходных деталей — возможно, пришло время их заменить.