На первый взгляд питбайк и кроссовый мотоцикл можно спутать — в глаза бросается только разница в диаметре колес. Но в нюансах много отличий. Расскажем, в чём разница между питбайком и кроссовым мотоциклом, и для чего подходит каждый из них.
На первый взгляд питбайк и кроссовый мотоцикл можно спутать — в глаза бросается только разница в диаметре колес. Но в нюансах много отличий. Расскажем, в чём разница между питбайком и кроссовым мотоциклом, и для чего подходит каждый из них.
Кроссовые мотоциклы используются для мотокросса — гонок по пересеченной местности или закольцованной трассе. На трассе могут располагаться естественные или подготовленные препятствия.
Питбайки подходят для развлекательного катания, любительского и профессионального экстрима, включая прыжки. Ездить на них можно на почти любом (в зависимости от мощности двигателя) бездорожье: от песка до грязи.
Размеры 125- и 150-кубовых питбайков немногим отличаются: 1650-1800 мм в длину, колесная база — около 1200 мм, высота по седлу — 790-860 мм. У взрослого мужчины ростом 175-180 см и выше ноги на питбайках обычно достают до земли — это нужно, чтобы помогать проходить повороты и преодолевать грязь и песок.
Кроссовые мотоциклы крупнее: в длину — от 1900 до 2200 мм, колесная база может доходить до 1500 мм, а высота по седлу — до 900-950 мм. За счет больших размеров кроссовые мотоциклы управляются плавнее, чем питбайки.
В среднем 125-кубовый питбайк весит 75 кг, 150-кубовый — 78-85 кг. Небольшой вес выигрышнее: застрявший в грязи транспорт можно легко «раскопать» и вытащить даже в одиночку.
Кроссовые мотоциклы в первую очередь предназначены для соревнований, поэтому производители обычно стремятся максимально снизить вес. Большинство моделей весят 90-130 кг.
Почти у всех питбайков диаметр колес составляет 14 или 17 дюймов спереди и 12 или 14 дюймов сзади. У детских и подростковых питбайков бывают колеса и поменьше: 12/10 дюймов.
Классический диаметр передних колес у кроссовых мотоциклов — 21 дюйм, задних — 17 или 18 дюймов. Для лучшей устойчивости на скользкой дороге (например, зимой) переднее колесо иногда заменяют на 19-дюймовое.
У взрослых питбайков двигатели объемом 125-160 кубов и мощностью 8-20 л.с.
Во взрослом профессиональном мотокроссе часто встречаются двухтактные двигатели на 175-250 кубов или четырехтактные на 290-450 кубов. Мощность у них находится в диапазоне от 20 до 55 л.с.
У большинства питбайков охлаждение воздушное.
У кроссовых мотоциклов, как правило, стоит водяное охлаждение — чтобы эффективнее охлаждать двигатель, который постоянно работает на высоких оборотах. Модели с воздушным охлаждением тоже бывают, но их меньше, и в большинстве своем это бюджетная техника.
И у питбайков, и у кроссовых мотоциклов в комплектацию включают самый минимум, чтобы не увеличивать вес. Например: фару, щиток для номера (чтобы участвовать в соревнованиях), защиту рук, подножку, высокое переднее крыло. У кроссовых мотоциклов часто отсутствует электростартер, чтобы сэкономить лишние килограммы.
Спереди у большинства питбайков стоят телескопические вилки без регулировки, у более дорогих — с возможностью настройки. Сзади ставится моноамортизатор. У бюджетных моделей он вообще не настраивается, у более дорогих есть настройка преднатяга пружины. Ходы подвесок у большинства моделей — 250-300 мм.
У кроссовых мотоциклов передняя и задняя подвески настраиваемые, чтобы точнее отрегулировать мотоцикл под вес райдера. Ходы примерно такие же, как и у питбайков. Но сами подвески делаются более крупными и прочными, чтобы выдержать райдеров весом более 80-85 кг.
И у питбайка, и у кроссового мотоцикла трансмиссии механические. Отличается только количество передач. У большинства питбайков их 4 или 5.
У кроссовых мотоциклов передач чаще 6. Большее количество передач нужно, чтобы точнее выбирать обороты и быстрее разгоняться.
У питбайков крутящий момент распределен равномернее, чем у кроссовых мотоциклов. Поэтому на них можно неспешно ехать на первой передаче и преодолевать вязкие участки.
У кроссовых мотоциклов кривая крутящего момента настроена так, что двигатель выдает больше всего мощности на высоких оборотах — для быстрого разгона. Поэтому неспешная езда — не про эту технику.
Питбайк подходит для экстрима и любительских поездок. Он легче, у него меньше колеса, менее мощный двигатель, меньше передач в КПП, а обороты распределены равномернее.
Кроссовые мотоциклы предназначены для профессионального спорта. Также они подойдут для любительской езды по подготовленным трассам или лесным и полевым тропинкам. У кроссовых мотоциклов более крупные колеса и мощный двигатель, а трансмиссия рассчитана на быстрое ускорение и работу на высоких оборотах.